НОВОСТИ
АВТОСПОРТ
Блоги
МАГАЗИН
ПРАВО
РЕТРО
СТАТЬИ
ФОТОАЛЬБОМ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ХРОНОГРАФ
КОНТАКТЫ
ОПРОСЫ






Автоспорт
Автоспорт

Интервью с Эдвардом Георгиевичем Сингуринди
Комментариев: 0. Просмотров: 6426.

Профессор

 

Он – двукратный чемпион СССР по ралли, преподаватель и методист. По его книгам о автоспорте, изданным более 20 лет назад, учились не одно поколение гонщиков. В Литве на ралли исторических автомобилей он, как и полвека назад, выступает под номером «13».

И только в России Эдвард Георгиевич Сингуринди незаслуженно забыт. Хотя не смотря на свои 70 лет, он бодр, весел и кипит новыми идеями.

 

- Эдвард Георгиевич, почему вас сложно встретить на российских соревнованиях?

- Нынешний автомобильный спорт в нашей стране мне малоинтересен. Сборных команд нет, гоняются только «клубники». Но это клуб Лукойла, клуб треста парикмахерских, клуб завода презервативов, клуб АвтоВАЗа. Сегодня у них есть деньги, а завтра они разорятся. В автоспорте нет системности – как он может развиваться? Во главе автомобильной федерации стоят судьи – что они могут, кроме как честно судить? Безопасность – на уровне 50-х годов. И так далее. Поэтому я не хожу на гонки. Пытались меня привлечь к проектам по Формуле-1, на там афёра на афёре, а задача одна – захватить землю, украсть представительские или предпроектные деньги.
 

- А чем занимаетесь?

- Работаю профессором. Преподаю в университете имени Лесграфта, в государственном архитектурно-строительном университете (ГАСУ) и в Лесотехнической академии (ЛТА). А чтобы жить достойно, торгую шапками, которые делает моя жена.

В университете имени Лесграфта мы по инициативе ректора В.А. Таймазова в 2007 году создали кафедру автомобильного спорта и безопасности дорожного движения. Поскольку это педагогический вуз, то кафедра готовит людей с базовыми знаниями для преподавательской деятельности: на выходе будут и тренеры по автомобильному спорту, и готовые инструкторы для автомобильных школ. А в ЛТА с конца 80-х до сих пор есть несколько государственных спортивных автомобилей. И они ездят! Тяга молодёжи к занятием делом под названием «автомобильный спорт» не пропала. Ни какое отсутствие денег не отбивает желания заниматься действительно мужской работой, оказаться в истинной системе самоутверждения. Только раньше, если ты хотел себя проявить в автомобильном спорте, тебя сначала отправляли подметать двор, а через год уже сажали за в экипаж. Сейчас же автомобиль нужно покупать на свои.
 

- Должно быть по-другому?

- Автоспорт – это действительно спорт богатых людей и богатых стран. Но у молодёжи должна быть господдержка. За рубежом есть центры, которые координируют помощь государтсва молодым спортсменам – она достигает 500 долларов в месяц! А потом эти структуры в виде федераций и профессиональных лиг помогают в поиске спонсоров. Конечно, если человек добивается каких-то результатов.

Но вот, допустим, воспитанник ЛТА Дима Воронов поставил свой результат на кон, став в прошлом году вторым в кубке России по ралли в классе Р11. Дальше что? Та федерация, которая у нас существует, не только не помогает, но ещё и высасывает из него соки. И наш автомобильный спорт не отличается от образования и медицины – без денег ты никто.
 

- Потому он вам и неинтересен?

- Как явление – нет. А как источник рациональных приемов обучения простых автомобильстов гонки очень актуальны. У нас по вине водителей гибнет в 10 раз больше, а главное, в 30 раз больше детей, чем в западной Европе! Даже по официальной статстике МВД, количество аварий с тяжёлыми последствиями у водителей со стажем 1-3 года по сравнению с водиелями со стажем 10 лет выше в 7 раз! А разница между водителя со стажем в 3 года и в 30 лет – всего 20 процентов. Такой уровень подготовки новичков – только у нас.
 

- И причём здесь гонки?

- Во-первых, гонщик приучен к аутогенной тренировке, т.е. мысленно представляет себедвижение и развивает такими методами практические навыки вождения. Эту же методику можно применять и при тренировке простых водителей – с использованием тренажёров.

Второе – автомобильные гонки проводятся на закрытых трассах. Так и учиться надо в изолированных автогородках, и в них избавляться от боязни скольжения и заноса!

А главное – психологические факторы. Даже в ситуации, когда авария неизбежна, профессионал может выбрать вариант с наименьшими последствиями. В представлении простого водителя переворот автомобиля – смертельный в ариант, а в автомобильном спорте – обычная техническая ошибка. Надо объяснять, что лучше перевернуться, чем стукнуться о неподвижное препятствие или тем более с встречным транспортом. В эти мгновения фактически решается, насколько тяжёлой будет авария.

Что уж говорить про правильную посадку, руление… Сотни тысяч новичков – что они, правильно руки на руле держат? Не надо их учить гоняться, но вести себя за рулём автомобиля в докритической и критической ситуации как спортсмены они просто обязаны.
 

- Самые известные ваши труды посвящены автоспорту: по глубине проработки материала, по научности подхода равных им до сих пор нет. А есть ли вообще такая наука – об автомобильном спорте?

- Спортивная наука, существующая сегодня, бессильно что-либо сделать для технических видов спорта. Гораздо проще изучить методику, биомеханику, например, лёгкой атлетики или спортивны игр. В них главным является максимализация результата двигательного действия, а в автоспорте на первом плане – мыслительная деятельность, которая не поддаётся ни изучению, ни контролю.
 

- Разве базовые принципы спортивной психологии при подготовке бегуна и гонщика не одинаковы?

- Если только самые общие принципы, философия. Что самое трудное в автомобильном спорте? Ехать медленнее, чем ты можешь! А попробуй тяжелоатлету сказать, что твоя главная задача – поднять меньше, чем ты в состоянии! Поэтому речь идёт об оптимизации каких-то очень тонких, многофакторных процессов, которых не знает по большому счёту никто.
 

- А когда появилась фраза: «Выигрывает тот, кто может ехать медленнее, чем может»?

- В 1970-1980 годы, когда я уже был тренером, на ралли погибло несколько человек. Я видел, что причинами трагедии стали их собственные ошибки. Огромная цена была за них заплачена! Человек ехал быстрее, чем он может, а этого делать категорически нельзя. Должен быть запас по безопасности, причём в любой сфере деятельности.
 

- Вы считаете себя более реализованным как гонщик или как тренер?

- Когда я гонялся в 70-е годы, из меня сначала делали героя, а затем «невыездного». И тогда я понял, что просто езжу, бессмысенно рискую, трачу время и деньги. И в итоге в историю я вошёл не своими гоночыми достижениями, а тем, что искал и нашёл тренерское место в сборной СССР. Я прожил нелёгкую жизнь, но всем доволен – неплохая компенсация за несостоявшуюся спортивную карьеру.
 

- Обязательно ли тренер должен сам быть гонщиком, пусть и бывшим?

- В спидвее был такой Юрий Подвальный. Он никогда не гонялся на мотоцикле. Он просто стоял в центре круга и смотрел. Не вникая в саму технику езды, советовал спортсменам, что нужно изменить. Совершенно уникальный человек!

«Кухню» надо знать, но это не обязательно. Однако мне мой опыт помогал – из тренеров сборной СССР я был единственным, кто выступал первым водителем, и мои попытки достучаться до спортсмена оставляли больший след, чем наукообразный подход других тренеров.
 

- А что главное для тренера, на ваш взгляд?

- Я пчти двадцать лет твердил спортсменам: никакой я не тренер. Вы – сложившиеся личности. И моя задача – не мешать вам , а помогать. Анализировать ошибки, к примеру. Я придумал методику определения сильных сторон каждого пилота – кто лучше ездит по гравию, кто – ночью, кто – на заднеприводном автомобиле. И ещё привлёк психологов – 30 лет назад! – для того, чтобы они помогали каждому не повторять собственных ошибок. Я был, можно сказать, тренером-организатором. Просто помогал гонщикам и верил в них. Помню один из казусов с людьми из КГБ. (В СССР обычных людей, музыкантов или автогонщиков, выпускали на Запад только в сопровождении сотрудников Комитета госбезопасности – прим. ред.). Однажды Йоэл Таммека заблудился в Финляндии с похмелья. И кагэбэшник мне говорит: «Я видел, он заправил два бака бензина и уехал в Швецию!» Отстраняет меня от руководства командой и даёт указание и дат указание перехватить его там, там и там. Я два квартала проехал, завернул во двор и лёг спать. Уже Таммека нашёлся, а меня найти не могли.

Словом, я старался людей, которые верой и правдой служили стране и спорту, оберегать от таких неприятностей.
 

- Почему у прибалтов получалось ездить быстрее чем у москвичей и ленинградцев?

- Эстонцы сами про себя говорят: если ты хочешь от нас что-то – скажи за три дня. Скорости в автоспорте росли, а осознание опасности у прибалтов словно отодвигалось во времени, запаздывало. Плюс к тому «ехать медленнее, чем можешь» у них от природы, а ещё – врождённая бережливость к автомобилю.

Автомобильный спорт – это спорт тончайшей организации и высокой культуры. Общей культуры. Помню, когда я парторгом проехал всю страну в ходе автопробега Рига-Владивосток, ясно понял, что страна под названием Россия в глубинке живёт по психологической формации, по уровню менталитета, по потребностям примерно на пятьсот или тысячу лет в прошлом. А ведь автомобильный спорт – это спорт высокоорганизованных людей, выросших в тесном общении с автомобилем и нормальными дорогами, а не «гужевым», не видевших с детства ничего, кроме бездорожья.
 

- И всё-таки к гонкам у нас тянутся многие. Что посоветуете начинающим?

- Сегодня вокруг твердят: деньги решают всё Нет! Труд, труд и труд. Если человек заряжен идеей самореализации в автомобильном спорте. Надо искать людей, которые занимаются гонками, верой и правдой служить им. жилы из себя тянуть. Если нет у человека денег, то добиться цели всё равно можно. Если ты видишь себя в автомобильном спорте – не получиться ничего. Если ты видишь спорт в себе – всё получиться!
 
По материалам "Авторевю"
КОММЕНТАРИИ
Добавить комментарий

Календарь новостей
<<Ноябрь 2014>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ХРОНОГРАФ
На сегодня пока ничего нет :)
ОПРОС
Пользуетесь ли Вы услугами мойки?
  Нет, я сам всегда мою свой автомобиль.
  Да, когда автомобиль сильно грязный.
  Да, если нужно подготовить автомобиль, к какому либо мероприятию.
  Всегда пользуюсь услугами мойки.
ООО "Автобан"
тел. 8-950-805-06-27
http://www.avtobahn.ru
mail info@avtobahn.ru
шахматы онлайн