ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ, УЧАСТВУЮЩИМ В НАЦИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ РФ ПО
АВТОМОБИЛЬНОМУ КРОССУ И РАЛЛИ-КРОССУ
ГЛАВА
1.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
И КЛАССИФИКАЦИЯ
CТАТЬЯ 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. АВТОМОБИЛЬНЫЙ КРОСС (в развитие Статьи 21д Спортивного
кодекса РАФ) — группа дисциплин автомобильного спорта, представляющих собой
гонки, в которых определяющим фактором является порядок пересечения финишной
линии, проводимые на замкнутых (кольцевых) трассах без покрытия либо с насыпным
покрытием (грунт, песок, крошка, гравий и т.п.).
1.2.
РАЛЛИ-КРОСС —
группа дисциплин автомобильного спорта, представляющих собой гонки, в которых
определяющим является порядок пересечения финишной линии и время прохождения
дистанции, проходящие на кольцевых (замкнутых) трассах, часть которых (от 35 до
60%) имеет твердое покрытие (асфальт, бетон и т.п.), а остальная часть — без
покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, крошка, гравий и т.п.).
1.3.
МСК.
Международный
Спортивный Кодекс FIA.
1.4.
СК РАФ.
Спортивный
кодекс Российской автомобильной федерации.
1.5.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ (ТТ).
Настоящий
документ — «Технические требования к автомобилям, участвующим в национальных
соревнованиях по автомобильному кроссу», включая все его Главы и Приложения.
Применительно к автомобилям того или иного класса — Требования Главы 1,
соответствующей Главы Требования к автомобилям данного класса), а также тех
разделов и пунктов других глав и других документов, на которые делаются ссылки
в соответствующей Главе. Положения требований к автомобилям конкретных групп и
марок могут дополнять или ужесточать общие требования, но не отменять их. С
учетом этого, формулировки требований к автомобилям конкретных групп и марок
имеют приоритет перед общими требованиями.
1.6.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДЕЛЕГАТ КЛАССА (ТДК).
Официальное
лицо, присутствующее на каждом официальном соревновании РАФ в данном классе и
исполняющее функции согласно Положению о Техническом делегате класса —
Приложению к СК РАФ.
1.7.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / БАЗОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО.
Полностью
оригинальный автомобиль из серии выпущенных данным производителем в количестве
не менее 2500 (для легковых автомобилей)или 1000 (для автомобилей повышенной
проходимости и грузовых автомобилей) идентичных экземпляров в течение 12
последовательных месяцев, не подвергшийся никаким изменениям относительно
состояния поставки с предприятия-изготовителя и получивший сертификат —
«одобрение типа транспортного средства» для эксплуатации на дорогах общего
пользования.
1.8
АВТОМОБИЛЬ
Спортивный
снаряд, специально изготовленный или доработанный путем разрешенных настоящими
Требованиями модификаций Базового транспортного средства и полностью готовый к
старту в Соревнованиях. Иными словами — автомобиль в том состоянии, в каком он
представляется на Техническую инспекцию и участвует в Соревнованиях.
1.9.
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ.
Автомобиль,
изготовленный путем разрешенных настоящими Требованиями модификаций Базового
транспортного средства — модели легкового автомобиля массового производства,
получившей одобрение типа для эксплуатации на дорогах общего пользования и
омологированной ФИА или Правилам спортивной омологации (ПСО) РАФ, либо
признанной РАФ как серийной.
1.10.
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ.
Автомобиль,
изготовленный путем разрешенных настоящими Требованиями модификаций Базового
транспортного средства — модели грузового автомобиля, произведенной в
количестве не менее 1000 идентичных экземпляров в течение 12 последовательных
месяцев, получившей одобрение типа для эксплуатации на дорогах общего
пользования и признанной FIA или РАФ как серийной.
1.11.
АВТОМОБИЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ.
Автомобиль,
изготовленный путем разрешенных настоящими Требованиями (Глава 5) модификаций
Базового транспортного средства — модели грузопассажирского автомобиля
повышенной проходимости («джипа» или пикапа с колесной формулой 4х4),
получившей одобрение типа для эксплуатации на дорогах общего пользования,
омологированной FIA или РАФ либо признанной РАФ как серийной.
1.12.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КРОССОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ.
Одноместный
гоночный автомобиль, изготовленный специально для кросса.
1.13.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО АВТОМОБИЛЯ (СТП).
На каждый
автомобиль должен быть оформлен и предоставляться на технические инспекции
Технический паспорт спортивного автомобиля установленного РАФ образца.
Принимаются также СТП, выданные другими национальными автомобильными
федерациями под юрисдикцией FIA, если их форма удовлетворяет требованиям РАФ.
1.14.
ОПАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ.
Ввиду
того, что даже при формальном соответствии автомобиля настоящим Требованиям, не
исключается возможность технических решений, представляющих опасность для
Водителя и окружающих, Технический комиссар или ТДК в соответствии имеет право
не допустить тот или иной автомобиль к соревнованиям, если сочтет конструкцию
данного автомобиля или какого-либо его элемента опасной. Принятие
окончательного решения по данному вопросу на соревнованиях является
прерогативой КСК (Ст. 127 и 141 СК РАФ), а между соревнованиями — Комитета
спортивной техники РАФ.
1.15.
СВОБОДНЫЙ (БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ).
1.15.1.
Деталь может быть обработана, изменена, заменена или удалена полностью или
частично. Полная свобода касается также материалов, формы и количества.
1.15.2.
Если две или несколько деталей, ранее отдельные друг от друга, сварены между
собой, то речь идет о едином сварном узле.
1.15.3.
Это не относится к случаю, если части соединены между собой с помощью винтов,
заклепок или как-либо иначе. В этих случаях речь идет о различных
конструктивных элементах.
1.16
ОРИГИНАЛЬНЫЙ / ОРИГИНАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Термины,
означающие, что данный автомобиль, его узел или деталь, соответственно, не
подвергавшиеся или подвергшиеся какой-либо последующей доработке,
идентифицируемы как посредством данных основной омологации транспортного
средства, так и другими способами, например, по данным, указанным в таблицах
контролируемых параметров (Приложения 2 настоящим Требованиям), конструкторской
документации предприятия-изготовителя либо путем сравнения с соответствующим
эталонным изделием, независимо приобретенным через розничную торговую сеть (за
счет Участника, чей автомобиль контролируется). При этом допускаются как
оригинальные изделия (устанавливаемые производителем автомобиля в качестве
комплектующей единицы), так и запасные части,
рекомендованные для установки (замены) производителем автомобиля при условии
соответствия вышеуказанным данным омологационной формы. Последнее предложение
относится в основном к расходным материалам и изделиям (фильтры, свечи, ремни и
т.п.)
1.17. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ.
Термин, означающий, что установленный
на автомобиль неоригинальный элемент идентичного назначения сохраняет
оригинальные крепления и присоединительные размеры, а также оригинальное
расположение на автомобиле. Если речь идет об электроприборе — то также и
электрические соединения, включая штекерные разъемы («фишку» соединения со
жгутом электропроводки). Этот термин означает также и то, что взамен
измененного может быть вновь установлен оригинальный элемент, и при этом
автомобиль и его соответствующая система (двигатель, подвеска и т.п.) будет
работать в штатном режиме.
1.18.
МЕСТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ОРИГИНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА АВТОМОБИЛЯ В ВИДЕВЫПОЛНЕНИЯ
МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ (ОТВЕСТИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КАКОГО-ЛИБО
НЕОРИГИНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА).
Данный
термин подразумевает выполнение необходимого количества отверстий в оригинальном
элементе автомобиля для крепления измененного или дополнительно устанавливаемого
элемента, если соответствующее изменение (как изменение или дополнение
конструкции автомобиля путем установки этого элемента, так и местная
модификация оригинального элемента) прямо разрешено каким-либо пунктом
настоящих ТТ. При этом указанные отверстия должны служить исключительно для крепления
соответствующего неоригинального элемента автомобиля на оригинальном и должны быть
использованы под крепежные детали (болты, саморезы, заклепки и т.п.).
1.19.
БАЛАНСИРОВКА И ПОДГОНКА ПО МАССЕ СПОСОБОМ И В МЕСТАХ, ПРЕДУСМОТРЕНЫХ
ИЗГОТОВИТЕЛЕМ.
1.19.1.
Изменение массы деталей должно осуществляться способом, предусмотренным
производителем, а именно: путем удаления или добавления материала.
1.19.2.
Если балансировка (подгонка по массе) осуществляется путем добавления
материала, то добавленный материал, способ и место его крепления должны
соответствовать применяемым в оригинальной конструкции.
1.19.3.
Если балансировка (подгонка по массе) осуществляется путем удаления материала, то
должны быть соблюдены места удаления материала (например, при балансировке
коленчатого вала — внешняя цилиндрическая поверхность противовесов) и способ
механической обработки (сверление отверстий с сохранением их диаметра, или
фрезерование и т.д.)
1.20.
БАЛЛАСТ.
Балластом
называются дополнительные приспособления, позволяющие увеличить массу
автомобиля.
ПОДРЕССОРРЕННЫЕ
ЧАСТИ 1.21. АВТОМОБИЛЯ.
Все части
автомобиля, задемпфированные относительно дороги подвеской колес, другими
словами, относительно колес — все части, расположенные за пределами точек и осей
поворота деталей подвески.
1.22.
КУЗОВ СНАРУЖИ.
Все
подрессоренные части автомобиля, омываемые снаружи потоком воздуха, за
исключением агрегатов ходовой части, трансмиссии и двигателя.
1.23.
ГРУЗОВАЯ ПЛАТФОРМА.
Открытый
элемент конструкции, включающий основание и борта, предназначенный для
перевозки грузов и расположенный снаружи автомобиля позади кабины.
1.24.
САЛОН, КОКПИТ, КАБИНА.
Предусмотренное
оригинальной конструкцией пространство для водителя и пассажиров внутри
автомобиля. Применительно к элементам автомобиля — все части, видимые в
вышеуказанном пространстве. Объем коробки воздухопритока относится не к салону,
а к моторному отсеку.
1.25. БАГАЖНИК.
Только
для автомобилей с передним расположением двигателя: Пространство внутри автомобиля,
отдельное от салона и моторного отсека. По длине это пространство ограничено
предусмотренной производителем твердой перегородкой или спинкой заднего сиденья,
поставленной вертикально с максимальным наклоном назад 15°. Высота багажника
определяется его крышкой (в кузовах «седан»), а в двухобъемных кузовах — высотой
нижней кромки заднего стекла.
1.26.
МОТОРНЫЙ ОТСЕК.
Пространство
внутри автомобиля, отдельное от салона и ограниченное:
• Спереди (для автомобилей с задним
расположением двигателя — сзади) — бампером, декоративной облицовкой радиатора
и фарами (подфарниками);
• сверху — капотом;
• сзади (для автомобилей с задним
расположением двигателя — спереди) — щитом мотора (глухой перегородкой,
непроницаемой для жидкостей и пламени);
• по бокам — передними крыльями (для
автомобилей с задним расположением двигателя — задними крыльями);
• снизу — горизонтальной плоскостью,
проходящей через наиболее низкую точку дорожного просвета автомобиля.
1.27.
ПЕРЕДНЕЕ КРЫЛО.
Кроме
специальных кроссовых автомобилей: Область (зона), ограниченная:
• сверху — кромкой капота и (для
автомобилей с однообъемными кузовами) нижней кромкой бокового стекла;
• спереди — кромками переднего
бампера, передней панели и фар (подфарников, передних световых блоков);
• сзади — передними кромками передней
двери и порога;
• снизу — кромкой колесной арки и
продолжением линии нижней кромки порога.
• со стороны кузова (шасси)
–внутренней плоскостью комплектного переднего колеса находящегося в положении
«прямо».
1.28.
ЗАДНЕЕ КРЫЛО.
Кроме
специальных кроссовых и грузовых автомобилей: Область (зона), ограниченная:
• сверху — кромкой крышки багажника и
нижней кромкой бокового стекла;
• спереди — задними кромками задней
(боковой) двери и порога;
сзади —
кромками заднего • о бампера, задней панели, задних световых блоков и
задней (пятой) двери;
• снизу — кромкой колесной арки и
продолжением линии нижней кромки порога.
• со стороны кузова (шасси)
–внутренней плоскостью комплектного заднего колеса.
1.29.
ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ.
Контур
автомобиля в том виде, в каком он находятся на старте данного соревнования, видимый
спереди или сзади.
1.30.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ, ИЛИ ПЕРИМЕТР АВТОМОБИЛЯ, ВИДИМЫЙ СВЕРХУ.
Контур
автомобиля в том виде, в каком он находятся на старте данного соревнования, видимый
сверху или снизу.
1.31.
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА.
Любая
часть автомобиля, основное назначение которой состоит в изменении его
аэродинамических характеристик.
1.32.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ.
Все то,
что необходимо для движения, торможения, работы подвески, управления, равно как
и все принадлежности, подвижные или нет, которые необходимы для их нормальной
работы.
1.33.
СЕМЕЙСТВО МАТЕРИАЛОВ.
Стали,
сплавы алюминия или пластмассы и т.п. Легирующие компоненты не имеют значения.
1.34.
ВПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР.
Под
впускным коллектором подразумевается деталь, которая:
• при карбюраторном питании подводит горючую
смесь от карбюратора (или карбюраторов) к впускным каналам головки цилиндров,
• при системе питания с впрыском
топлива подводит воздух от устройства для регулировки подачи воздуха к впускным
клапанам головки цилиндров.
1.35.
ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР.
Под
выпускным коллектором подразумевается деталь, собирающая газы из каналов
головки блока цилиндров и распространяющаяся до первого соединения с остальной
частью выпускной системы.
1.36.
СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ (ОГ).
Система,
через которую отводятся отработавшие газы от двигателя, включающая все элементы
от разъемов с головками блока до отверстий, через которые ОГ выходят в атмосферу,
а именно: выпускные коллекторы, каталитические нейтрализаторы, резонаторы,
глушители и трубы.
1.37.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ.
Системы,
состоящие из одной или нескольких следующих систем: антиблокировочной системы
тормозов, противобуксовочной системы и системы стабилизации (противозаносной системы)
и автоматически управляющие блокировкой дифференциала, торможением одного или
нескольких колес и/или уменьшением крутящего момента двигателя в зависимости от
скорости вращения колес, скорости движения и вектора ускорения автомобиля.
(АКП).
1.38.
ПРОТИВОБУКСОВОЧНАЯ СИСТЕМА.
Система,
автоматически управляющая блокировкой дифференциала, торможением ведущих колес
и/или уменьшением крутящего момента двигателя в зависимости от разницы скорости
вращения колес, в том числе по сравнению со скоростью движения автомобиля.
1.39 АМОРТИЗАТОР
Устройство
для гашения механических колебаний упругих систем.
1.40.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР.
Амортизатор,
гасящий колебания за счет гидравлического (вязкостного) сопротивления залитой в
него жидкости.
1.41.
ГАЗОНАПОЛНЕННЫЙ АМОРТИЗАТОР.
Гидравлический
амортизатор, в котором объем, не занятый жидкостью, заполнен сжатым газом.
1.42.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Все
элементы от рулевого колеса до внешних наконечников рулевых тяг включительно, предназначенные
для поворота управляемых колес (относительно оси шкворня), включая также их
крепления и сервоприводы.
1.43.
ФРИКЦИОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ТОРМОЗОВ.
Под
фрикционной поверхностью тормозов подразумевается поверхность тормозных накладок
, соприкасающаяся во время работы с барабаном, или поверхность накладок,
касающаяся диска.
1.44.
КОЛЕСО.
Под
колесом подразумеваются диск и обод. Под комплектным колесом подразумеваются
колесо и шина. Измерение ширины комплектного колеса производится, когда оно смонтировано
на автомобиле, стоящем на дороге в снаряженном состоянии с водителем, и имеет
нормальное эксплуатационное давление в шинах. Измерение проводится в любой
точке, расположенной выше оси ступицы колеса.
1.45.
БРЫЗГОВИК.
Деталь из
эластичного листового материала, установленная под автомобилем, основное
назначение которой состоит в отражении потока грязи и камней, вылетающего из-под
колеса.
1.46.
ШУМ ВЫХЛОПА.
Для всех
автомобилей установлен предельный уровень шума — 100 дБА. Шум измеряется по
методике FIA с помощью шумомера по шкале А в режиме «медленно» (SLOW) на
расстоянии
1.47.
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ — ОБЪЕМ, ОГРАНИЧЕННЫЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ВСЕХ ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ОТ НИЖНЕЙ
МЕРТВОЙ ТОЧКИ ДО ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКИ.
V=
0,7854хD2 х S x N,
Где: V —
рабочий объем двигателя.
D —
диаметр цилиндра,
S — ход
поршня от нижней до верхней мертвой точки,
N —
количество цилиндров двигателя.
CТАТЬЯ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Соревнования
по Автомобильному кроссу и ралли-кроссу проводятся в следующих классах
автомобилей:
Легковые
автомобили:
Д1. Легковые автомобили, подготовленные
в соответствии с требованиями статьи 279 Приложения J МСК ФИА для «Division 1».
Д1А. Легковые автомобили с приводом на
одну ось (4х2) и рабочим объемом двигателя до 1600 см3, подготовленные в
соответствии с требованиями статьи 279 Приложения J МСК
ФИА для
«Division 1А».
Д2-3500.
Легковые автомобили
класса Д1 с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб см до 3500 куб см. с
дополнительными модификациями приведенными в Главе 2.
Д2-1600.
Легковые автомобили
класса Д1А с рабочим объемом двигателя свыше 1400 до 1600 куб см. с
дополнительными модификациями приведенными в Главе 2.
Д2
«Юниор». Легковые
автомобили, подготовленные в соответствии с положениями Главы 3 ТТ путем
ограниченных модификаций базовых транспортных средств — ВАЗ-2111 или ВАЗ-21113,
выпущенных под торговыми марками «Ока» или «Кама».
Д2Н. Легковые автомобили с приводом на
переднюю ось (4х2) и двигателем рабочим объемом до 1500 см3, подготовленные в
соответствии с положениями Главы 3 ТТ путем ограниченных модификаций базовых
транспортных средств — автомобилей семейства ВАЗ («ЛАДА»).
Д2
«Классика». Автомобили
с приводом на заднюю ось (4х2) и рабочим объемом двигателя до 1600 см3,
подготовленные в соответствии с положениями Главы 4 ТТ путем ограниченных
модификаций транспортных средств — серийных легковых автомобилей отечественного
производства.
Д2-2500.
Легковые автомобили
с приводом на заднюю ось (4х2) и рабочим объемом двигателя до 2500 см3,
подготовленные в соответствии с положениями Главы 4 ТТ путем ограниченных модификаций
базовых транспортных средств — легковых автомобилей семейства ГАЗ («Волга»).
Специальные
кроссовые автомобили:
Д3. Специальные кроссовые автомобили с
рабочим объемом двигателя свыше 1600 до 4000 см3, изготовленные соответствии с
требованиями Статьи 279 Приложения J МСК ФИА для «Division 3». .
Д3А. Специальные кроссовые автомобили с
рабочим объемом двигателя до 1600 см3, изготовленные в соответствии с
требованиями Статьи 279 Приложения J МСК ФИА для «Division 3».
Д3-«Мини».
Специальные
кроссовые автомобили с приводом на одну ось (4х2) серийным двигателем рабочим
объемом до 168 см3, изготовленные в соответствии с положениями Главы 4 ТТ.
Д3-«Карт-Кросс».
Автомобили с
приводом на одну ось (4х2) и серийным двигателем рабочим объемом до 200 см3,
изготовленные в соответствии с положениями Главы 4 ТТ.
Д3-«Юниор».
Автомобили с
приводом на одну ось (4х2) и серийным двигателем рабочим объемом до 750
см3,изготовленные в соответствии с положениями Главы 4 ТТ
Д3/4. Автомобили с приводом на одну ось
(4х2) и серийным двигателем рабочим объемом до 1300 см3 (двигатели МеМЗ
воздушного охлаждения) или до 750 см3 (двигатели ВАЗ – 1111, – 11113),
изготовленные в соответствии с положениями Главы 4 ТТ.
Д3
«Спринт». Автомобили
с приводом на одну ось (4х2) и серийным двигателем производства ОАО «АвтоВАЗ»
рабочим объемом до 1300 см3, изготовленные в соответствии с положениями Главы 4
ТТ.
Д3/5. Автомобили свободной конструкции с
серийным двигателем отечественного производства рабочим объемом до 1600 см3,
изготовленные в соответствии с положениями Главы 4 ТТ.
Серийные
автомобили повышенной проходимости:
Т1-2500.
Автомобили
повышенной проходимости (4х4) с рабочим объемом двигателя до 2500 см3,
подготовленные для автокросса в соответствии с положениями Главы 5 ТТ путем
ограниченных модификаций базовых транспортных средств — автомобилей повышенной
проходимости
(4х4) отечественного производства.
Грузовые
автомобили:
Т4-1. Грузовые автомобили с рабочим
объемом двигателя до 3500 см3 и приводом на одну ось (4х2), подготовленные для
автокросса в соответствии с положениями Главы 5 ТТ путем ограниченных
модификаций базовых транспортных средств — серийных грузовых автомобилей ГАЗ-51
и ГАЗ-52 производства АО «ГАЗ».
Т4-2. Грузовые автомобили с рабочим
объемом двигателя до 5000 см3 и приводом на одну ось (4х2), подготовленные для
автокросса в соответствии с положениями Главы 5 ТТ путем ограниченных
модификаций базовых транспортных средств — серийных грузовых автомобилей
производства АО «ГАЗ».
Т4-3. Грузовые автомобили с рабочим
объемом двигателя до 7000 см3 и приводом на одну ось (4х2), подготовленные для
автокросса в соответствии с положениями Главы 5 ТТ путем ограниченных
модификаций базовых транспортных средств — серийных грузовых автомобилей
производства АО «ЗИЛ».